Готический квартал

«Город без времени» — так называется один из множества романов о Барселоне. За две с лишним тысячи лет древний город пережил череду захватов и войн, смену времен и правителей. И каждая эпоха оставила свой отпечаток на современном облике Барселоны, подобно разноцветным частицам большой мозаики, на которую так похож этот удивительный город. В самом сердце города, между бульваром Ла Рáмбла и улицей Вúа Лаетáна, находится район, где остановилось время. Паутина узких, кривых, средневековых улочек окутывает вас сразу, как только вы свернете с шумной площади Каталонии. Исторический центр Барселоны – Старый город – состоит из трех районов: Равáль, Готúческий квартал и квартал Рибéра. Все три квартала несут отпечаток Средневековья, но самый древний из них – Готический. Он на несколько столетий старше остальных и сохранил следы еще античных сооружений. Его улицы помнят нашествия вестготов и мавров. Основная часть зданий квартала была построена в 14-15 веках в готическом стиле. Это соборы и храмы, резиденции каталонских монархов и особняки местной аристократии. Потемневшие от времени толстые каменные стены, узкие заостренные окна, массивные двери, барельефы и скульптуры почти идеально сохранили дух Средневековья. Это привлекает сюда не только туристов, но и творческих людей — писателей, художников, режиссеров. Кстати, многие ключевые сцены знаменитого фильма «Парфюмер» снимались на улицах и площадях Готического квартала, который на время превратился в Париж 18 века. Днем здесь достаточно оживленно. Помимо памятников старины, практически на каждом шагу можно встретить модный магазинчик, кафе, сувенирную или ювелирную лавку, уличных артистов и музыкантов. А вечером средневековая атмосфера квартала обретает незабываемый мрачноватый шарм. И гулять в одиночку по безлюдным улицам квартала становится небезопасно. Входом в Готический квартал со стороны площади Каталонии служит улица с символическим названием «Врата Ангелов»Портáл дель Ангел. У этой улицы, как и у большинства улиц квартала, есть своя история и свои легенды. В средневековой Барселоне здесь находились главные ворота города. Назывались они Воротами Слепых. Каждый день из городских окресностей сюда сходились нищие, калеки, незрячие просить милостыню. Однажды – дело было в конце 14 века – над воротами возник ангел с мечом в руке. Среди изумленных горожан, видевших его, был один монах, который осмелился заговорить с ангелом. На вопрос, кто он и зачем здесь появился, ангел ответил, что велением Всевышнего, он Ангел-Хранитель Барселоны. С тех пор городские ворота стали называться Вратами Ангела. Спустя полвека на этом месте возвели часовню с образом Ангела-Хранителя Барселоны. Ежегодно 2 октября в Барселоне отмечается праздник в его честь. В тихом уютном уголке между Портáл дель Ангел и Ла Рáмбла спрятана старинная готическая церковь Святой Анны с прекрасным внутренним двориком. В 11 веке она была частью монастыря. После сноса городской стены и часовни Ангела-Хранителя какое-то время здесь хранился его образ. Если свернуть с Портáл дель Ангел влево на одну из маленьких улочек, вы попадете в знаменитое богемное кафе «Четыре кота». Оно, конечно, никакого отношения к эпохе Средневековья не имеет, но тоже является достопримечательностью квартала и достойно внимания. Открытое в конце 19 века кафе стало местом встреч творческой элиты «прекрасной эпохи». Здесь же прошли первые выставки начинающего Пикáссо, а позже выступали известные композиторы и музыканты. В период правления Фрáнко кафе было разрушено, но полностью восстановлено в 70-ых годах 20 столетия. Площадь Мардрид, что расположена по правую сторону от улицы Портáл дель Ангел, известна тем, что здесь было найдено римское кладбище 2 века нашей эры. Небольшой городок Барцúно, основанный еще в 3 веке до нашей эры карфагенским полководцем Гамилькаром Бáркой и названный в его честь, был тогда захвачен римлянами. Они и построили первые городские стены. Все захоронения тогда располагались за пределами города, вдоль дороги, ведущей к нему. На могильных камнях начертаны имена тех, кто похоронен, и тех, кто воздвиг памятник. Улица Портáл дель Ангел ведет к центру квартала – Плáса Нóва («Новая площадь»). Пусть вас не вводит в заблуждение это название. Новая площадь – старейшая площадь Барселоны. В античные времена на этом месте располагалась главная площадь римского Барцúно. Здесь торговали не только всякой снедью и керамикой, но и рабами. До наших дней сохранились римские башни, которые в Средневековье стали частью крепостной стены. Строительство на этом месте Новой площади в 14 веке было связано с решением городских властей провести в город воду из гор. На площади сходились два акведука, снабжавшие город водой. Часть того акведука тоже уцелела. В наши дни на Новой площади по четвергам устраивается антикварный рынок. Новая площадь незаметно переходит в Соборную площадь («Плáса де ла Сéу»). Здесь находится главный храм Барселоны – Кафедральный Собор Святого Креста и Святой Эулалии. Собор является резиденцией архиепископа Барселонского. В честь собора Готический квартал до начала 19 века носил название «Собóрный». Плутáя по улочкам квартала, вам вряд ли удастся обойти стороной этот величественный готический храм. Он виден практически из любого уголка квартала. Строительство основной части собора велось в 13-15 веках, а в последующие века храм периодически достраивался и перестраивался. Главный фасад здания был закончен лишь в конце 19 столетия, шпиль установлен в начале 20-го, а в 80-ых годах прошлого века была проведена последняя его реконструкция. Потому архитектура собора сочетает в себе несколько стилей. У готического собора 13-15 веков есть интереснейшая и очень древняя предыстория. Она начинается во времена раннего христианства. В 4 веке в древнем городе Барсúно на том месте, где по приказу римского наместника распяли на кресте одну из первых христианок Эулáлию, а сейчас высится кафедральный собор, была построена церковь, посвященная юной мученице. По легенде, тринадцатилетняя Эулáлия была казнена язычниками за то, что отказалась отречься от христианской веры. Ее подвергли тринадцати – по числу лет — самым жестоким пыткам: раскаленными углями, толченым стеклом, горячим воском и кипящим маслом. Но каждый раз она оставалась невредима. И только когда ее распяли на кресте, она умерла и поднялась на небо в образе белой голубки. Место захоронения Эулáлии долгое время оставалось неизвестно. И только в 9 веке мощи святой были найдены одним монахом в церкви Сáнта Марúя дель Мар. Святые мощи были перенесены в Церковь Святой Эулалии и ныне хранятся в старинной крипте под главным алтерем Кафедрального Собора, как главная его реликвия. Если опустить монету в специальное отверстие, саркофаг начинает светиться. Об истории жизни и смерти Эулалии нам напоминают 13 белых гусей, живущих в одной из часовен собора и гуляющих во внутреннем дворике, привлекая внимание туристов. Белый цвет птиц символизирует чистоту Святой Эулалии, а их число – количество лет святой и мук, которые ей пришлось вытерпеть во имя веры. В 10 веке, во время нашествия мáвров, старинная базúлика была разрушена. Уцелела только ее подземная часовня – крипта с мощами святой. В начале 11 века, после освобождения города от арабских завоевателей, граф Барселоны Рамóн Бéренгер над этой криптой построил кафедральный собор в романском стиле. С именем графа связана еще одна старинная легенда. Она повествует о трагической, как и полагается средневековому преданию, истории графа и его возлюбленной Алмóдис. Похоронив первую жену, граф Бéренгер вскоре увлекся Алмóдис де ла Мáрш, дочерью французского графа. Поскольку она была замужем, Рамóну ничего не оставалось, как выкрасть ее и силой увезти в Барселону, где и состоялась свадьба. Папа Римский Вúктор II признал их брак незаконным и отлучил обоих от церкви. Вопреки этому, они оба правили Каталонией 20 с лишним лет. Пока Алмóдис не была убита старшим сыном Рамóна Бéренгера от первой жены, который боялся, что преемником графа станет один из детей мачехи от предыдущего брака. После ее смерти убийца был лишен наследства и изгнан из Барселоны, а старый граф отправился искать смерти на войну. Деревянный сакофаг с прахом Рамóна Бéренгера I и Алмóдис де ла Марш сейчас установлен на возвышении у главного алтаря Собора. Строительство Собора, ставшего одним из образцов изящной, «пламенеющей» готики, было задумано и начато только в 13 веке. Заканчивали строительство храма в середине 15 века по чертежам руанского собора, поэтому в главном соборе Барселоны сочетаются черты французской и испанской готики с элементами каталонского искусства. Над внутренним убранством храма в разное время трудились выдающиеся мастера Европы. Огромные цветные витражи 15 века освещают полумрак трех просторных нефов. Множество стройных колонн образуют стрельчатые арки и головокружительной высоты летящий купол. У главного входа в храм расположены мраморные крестильные купели 15 века. В центре собора внимание привлекают хóры с ажурными коваными решетками, искусной резьбой по дереву и камню. Главной частью хоров является задняя стена из белого мрамора с барельефами на тему страданий Святой Эулалии. Деревянные кресла хóров украшены позолоченными рыцарскими гербами по случаю собрания рыцарей Ордена Золотого Рунá, которое проходило здесь в начале 16 века. Один из залов собора посвящен Христу Лепáнтскому. Здесь хранится еще одна важнейшая реликвия собора – особо почитаемый в Барселоне образ Христа. Деревянное распятие 16 века было снято с корабля Хуана Австрийского после легендарной битвы с турками при Лепáнте. Кстати, на одной из испанских галер, среди прочих участников сражения, был и Мигéль Сервáнтес. Фигура Христа имеет явно выраженную кривизну. По преданию, образ изогнулся, когда в него летел вражеский снаряд, благодаря чему корабль остался невредимым. В одной из капелл собора есть лифт, по которому можно подняться на смотровую площадку у купола. В Соборе еще много удивительных и стоящих внимания вещей. 26 капелл, где хранятся останки настоятелей храма и знатных аристократов, Сокровищница кафедрального Собора, где собраны уникальные произведения искусства. Уже упомянутый внутренний дворик с красивейшим готическим садом, где гуляют белые гуси, растут магнолии и пальмы, журчит фонтан – источник Святого Георгия, покровителя Каталонии. Вход в собор бесплатный, а вот за подъем на лифте и вход во внутренний дворик придется заплатить. Поэтому, если вы планируете подробно осмотреть все достопримечательности собора, лучше купить единый билет за 5 евро. Особое значение Кафедрального Собора для Барселоны подчеркнуто тем, что красный крест Святой Эулалии на белом фоне является частью герба Барселоны, наряду с желто-красными полосами флага Каталонии. Собор имеет несколько входов и выходов, и не меет значения, в каком направлении вы отправитесь, покидая его. В любом случае попадете в какое-нибудь интересное «историческое» место. В одном из переулков за собором есть жилой дом, который примыкает к колоннам эпохи Октавиана Августа. Это уцелевшие части римского форума. А отсюда рукой подать до площади Святого Иакова («Плáса де Сан Жáуме»). Здесь друг напротив друга расположены два главных правительственных здания: Муниципальный совет и Дворец правительства Каталонии. Оба строения относятся к готической эпохе. По воскресеньям после обеда сюда приходят горожане танцевать любимый каталонский танец — сардáна. А если вы приедете сюда в сентябре или феврале, то можете стать участником главных праздников города, посвященных покровительницам Барселоны. В конце сентября здесь проходит фестиваль Ла Мерсé – Богоматери Милосердия, а в середине февраля – фестиваль Святой Эулáлии. Отмечаются оба праздника с традиционным барселонским размахом: праздничные шествия и концерты, гиганские куклы и живые скульптуры, лазерные шоу, танцы, театральные представления. Церковь 18 века, посвященная Богоматери Милосердия, тоже находится в Готическом квартале, но в портовой его части, недалеко от статуи Колумба. Там хранится старинный деревянный образ Богоматери. От площади Святого Иакова можно прогуляться по улице епископа Бúсбе – главной улице квартала — и полюбоваться там изящным балкончиком-мостиком, соединяющим два противоположных здания. Балкончик считается образцом готики, хотя был создан в эпоху модерна. Самое красивое здание улицы – Дом заседания кортесов, где находился парламент Барселоны. Просторное, изящное, непривычно светлое, с красивым апельсиновым садом, оно несомненно заслуживает внимания. Свернув с оживленной улицы Бúсбе в лабиринт узких переулков, можно попасть на небольшую, скрытую от любопытных глаз, площадь — Пласа де Сан-Фелúп Нéри. В древности там было кладбище, в Средние века стояла церковь, а в 18 веке построен изящный храм Сан-Фелúп Нéри. Рядом с церковью находится уникальный Музей обуви – редкость даже для Европы. Среди его экспонатов – башмаки Христофора Колумба и даже римские сандалии. Уединенное, безлюдное, немного мрачноватое место в центре квартала привлекает тонкие романтические натуры художников, поэтов, артистов. Недаром именно здесь была снята сцена первого убийства уже упомянутого фильма «Парфюмер». Если из Собора Святой Эулалии выйти не на улицу Бúсбе, а на противоположную сторону, то перед нами откроется небольших размеров Королевская площадь 18 века (Плáса дель Рей). Расположенный на ней Королевский дворец — бывшая резиденция графов Барселоны. В тронном зале дворца королевская чета Изабелла и Фердинанд принимали Колумба после его знаменитой экспедиции, отрывшей Америку. Сейчас в здании дворца находится Архив Арагонской Короны – второй по величине архив в мире. Внешне здание выглядит по-средневековому строго и мрачновато, но отличается богатым внутренним убранством. Чтобы его оценить, нужно посетить подземный Музей истории Барселоны. Он интересен еще и тем, что ведет к древним римским руинам. Не путайте эту площадь с другой Королевской площадью — Плáса Реáл 19 века, которая находится в этом же квартале и примыкает к бульвару Рáмбла. Если же вас интересует средневековый Еврейский квартал – Эль Калл, то следует идти от Площади Святого Иакова в противоположном от улицы Бúсбе направлении – в сторону моря по улице Атаỳльфа. Кстати, эта неприметная маленькая улочка носит имя предводителя варварского племени вестготов, захвативших Барсúно в 5 веке н.э., и хранит историю о похищенной им дочери римского императора. По законам жанра, эта легенда тоже заканчивается трагически. Евреи жили в Барселоне практически с самого начала ее истории – 1 века н.э. А к 13 веку еврейская община стала самой влиятельной в Испании. В середине 14 века, в разгар Инквизиции, начинается наиболее драматичный период ее истории. Евреев обвинили в осквернении христианских святынь, и это стало началом их преследований. Синагога была разорена и разрушена. Евреев сжигали на кострах как еретиков, сотнями уничтожали во время погромов. Уцелевших насильственно крестили в церкви, построенной на месте синагоги, либо выдворяли из Испании. Подробнее о трагических страницах истории еврейского гетто в Барселоне вы можете узнать, посетив старинную синагогу, расположенную в подвале. Можно еще долго рассказывать об этом квартале, где историей дышит каждый его уголок, но лучше приехать и все увидеть своими глазами. Кажется, беспощадное время не властно над этим городом. Может, у него и впрямь могущественные небесные покровители? Или это любовь и забота жителей делает Барселону бессмертной? Городом без времени, которому к лицу любая эпоха.

Эта запись также доступна на: Английский

Комментарии

  1. Готический квартал со своими площадями впечатлил. вроде все такое разное и в то же время так похоже Музей Фредерика Мареса тоже очень понравился. Дочка часто вспоминает именно его почему-то