Музей храм Святой Софии Айа-София в Стамбуле

После дворца Топкапы, Айа- София – второй по посещаемости музей Стамбула. Храм,построенный при процветании Византийской империи, позже стал мечетью, а в наши времена действует как музей и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится музей в центре Стамбула, районе Султанахмет. Опять же, советуем приобрести Истамбул карт, если Вы в городе не на один день, – это избавит Вас от больших очередей и сэкономит деньги. Собор Святой Софии (Айя-София), в переводе с греческого языка – «Премудрость Божия», хранит в себе множество легенд и тайн со времен его возведения. Построенный в виде небольшого храма прямоугольной формы, он горел во время мятежей и восстанавливался дважды. Последний же раз, правивший тогда император Юстиниан в честь победы над мятежниками принял решение воздвигнуть на этом месте «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда». Так говорят летописи… Ко времени восстановления храма Юстинианом земля, на которой находилась базилика, была застроена постройками и находилась в собственности многих людей. О том как император «расчищал» территорию под возведение храма, рассказывались разные истории. Приходилось идти на определенные хитрости и обещать иногда невообразимые вещи. Так, территория с левой стороны принадлежала сапожнику, который никак не уступал ее, — лишь в обмен на требование, чтобы его встречали как императора рукоплесканиями зрители на Ипподроме. А на месте, где разместилась затем крестильня, стоял небольшой домик, принадлежавший вдове Анне. Она отказалась продавать его. Говорят, что сам император пошел просить Анну продать дом. После его уговоров женщина согласилась отдать землю даром, но просила выполнить просьбу – похоронить ее рядом с собором. Тогда император пообещал выполнить ее просьбу… На постройку храма не жалелись деньги, были приглашены лучшие архитекторы того времени. Император сам посещал строительство каждый день, а деньги работникам выплачивались исправно, все было сделано для того, чтобы в кратчайшие сроки было успешно завершено строительство самого большого христианского храма того времени, коим оставался собор Святой Софии на протяжении более тысячи лет. Все провинции и города поставляли из разных уголков империи остатки античных зданий и мрамор для постройки собора. Так, восемь порфировых колонн нижнего этажа храма были при-везены из знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь колонн — из эфесского храма Артемиды. Храм представляет собой четырехугольную постройку, со всех сторон примыкают меньшие квадраты, которые образуют форму креста. По углам центрального квадрата возвышаются колонны, соединенные между собой арками. Император Юстиниан хотел покрыть стены храма сверху донизу золотом, но его отговорили мудрецы, предположившие, что тогда храм станет лакомым куском для наживы и его могут разрушить. Поэтому стены покрыты мрамором различных оттенков– более надежным материалом . Совершим же путь туриста по этому великолепию, созданному историей. В основную часть храма ведут 9 дверей. Считается, что центральные, Императорские врата, сделаны из остатков Ноева ковчега. Пройдя через них обратите свой взор вверх на мозаику, на которой изображен император на коленях перед Иисусом Христом, в его руках Евангелие со словами «Мир вам. Я свет миру». По бокам от него находятся Архангел Гавриил и Богородица. Находясь внутри храма, невозможно не восхищаться. Самой поражающей его частью является купол, который по форме близок к кругу. Он опирается на четыре опоры и сложен из глиняных горшков, материалом для которых стала белая глина с острова Родос. Материал очень легок, поэтому вес двенадцати таких горшков равнялся весу одного обычного кирпича. Купол образуют сорок радиальных арок, а окна и промежутки между ними были рассчитаны так, что в солнечные дни создавалось впечатление, будто он парит в воздухе. По одной из легенд, план здания был передан императору ангелом. Когда находишься внутри храма, начинаешь в это верить. Однако это не уберегло храм от множественных пожаров и землетрясений, ведь он находится в сейсмоопасной зоне. Через 20 лет восточная часть купола была разрушена в результате землетрясения. При восстановлении купола, он был поднят на 9 метров, в результате чего потерял свою былую легкость и воздушность, которой так восхищались. Повторно купол разрушался в конце 10 века и был восстановлен архитектором из Армении. Этот вид купола и сохранился до наших дней. Основание купола окружает 40 окон, благодаря котором яркий дневной свет заполняет пространство храма. Возле входа стоит «плачущая колонна» , в которой проделано отверстие. Говорят, что если большой палец поместить в отверстие и провернуть ладонь на 360 градусов, предварительно загадав желание, то оно обязательно сбудется (ну где нет таких мест). Сбудется желание, или нет, сказать точно нельзя. Однако, можете приложить и свою руку к отшлифовке колонны вокруг отверстия. Через много лет, возможно, потомки будут гадать каким образом образовалась такая текстура вокруг отверстия. Храм Святой Софии был католическим собором, храмом греческого православия и мечетью ислама суннитского толка. Не удивительно, что он собрал в себе опечатки этих религий, что смотрится очень необычно. Когда пала Византийская империя, и гордый град Константинополь стал центром Османской империи, храм был переделан в мечеть Айа-Софию. К собору пристроили четыре минарета, которые также служили дополнительными стабилизаторами для здания. Внутри фрески были замазаны штукатуркой, закрашены, алтарь перенесли, возвели внутри красивый мраморный михраб и минбар, с которого проводились проповеди. Когда же была создана Турецкая республика, первый ее президент Мустафа Кемаль Ататюрк превратил собор в музей. Были расчищены мозаики от слоя штукатурки, благодаря которой они только лучше сохранились. Тогда же убираются молитвенные коврики и открывается удивительно красивый мраморный пол. Большая часть панелей с каллиграфией были перемещены в другие мечети. В таком виде теперь предстал перед нами собор. Сейчас мы не увидим во всей полноте былого величия храма, однако, и сейчас он знаменит своими фресками. Самые древние мозаики – геометрические и растительные орнаменты, которые датируются царствованием Юстиниана. Более поздние – с изображениями Христа, святых, императоров и их семей. Над алтарем взирает Богородица с младенцем на руках. Храм имеет двухуровневую конструкцию. Над первым уровнем расположена галерея. Здесь находились верующие, а в центре – духовенство и император. На втором уровне размещались хоры и галереи, здесь находились во время богослужений женщины. На втором уровне есть место, где сидела императрица. С него открывается отличный обзор на весь храм. Самые известные фрески находятся на втором уровне в галереях: мозаика Деисус и изображение Христа Пантократора в темно-синих одеждах. Под главным куполом храма смотрят на нас херувимы, которые не были закрашены штукатуркой, их укрывали специальными накладками. На что также стоит обратить внимание, так это на каллиграфию. Некоторые из панелей, как мы говорили, были оставлены в храме. 8 щитов висят высоко над головой и на них выписаны имена Аллаха и его пророка, а также слова из Корана. Во времена Византийской империи в храме короновались императоры. Так вот, найдите квадрат из цветного мрамора на полу – считается, что происходила коронация именно на этом месте. В храме ввиду его истории есть небольшая странность для мусульманского мира. Михраб – углубление в стене, которое является самым священным местом для мусульман, здесь находится не по центру. Христианский храм был ориентирован на восток, мечети же должны быть направлены на Каабу в Мекке, на юго-восток Стамбула. Слева от михраба — Ложа Султана, справа – минбар, место для проповедей. Благодаря тому, что мечеть была превращена в музей, ученые получили возможность исследовать это легендарное здание. Однако, загадки остались. По некоторым свидетельствам, под храмом находится огромная цистерна, которая по вместимости превышает Цистерну Базилика (об этой достопримечательности мы расскажем в следующем слайде). Сканирование подтвердило наличие огромных пустот под храмом, но найти цистерну пока не удалось. Что ж, о храме всегда ходили легенды, это не удивительно. Что правда, а что выдумка – досконально не известно. Не все секреты этого сооружения, которое прослужило 916 лет христианам как храм и 481 год мусульманам мечетью, раскрыты. Уникальность же его не поддается сомнениям. Посетите его и сами убедитесь в этом.