Шедевры Гауди. Храм Святого Семейства, или «Базилика Саграда Фамилиа»

Храм Святого Семейства, более известный миру как «Базилика Сагрáда Фамúлиа», – такое же культовое место для туристической Барселоны, как Эйфелева башня для Парижа или Колизей для Рима. Даже если вы равнодушны к архитектурным памятникам и затеяли поездку в Барселону ради посещения музея легендарного футбольного клуба или для того, чтобы закружиться ритмах фламенко, – обязательно найдите время для экскурсии в Храм Святого Семейства. Это визитка современной Каталонии, ее неповторимая жемчужина и гордость. Подобного вы нигде больше не увидите и точно попадете под его мистическое очарование. Базилика Сагрáда Фамúлиа — главное творение гениального Антонио Гаудú, окруженное легендами и неутихающими спорами. Она лишь отдаленно напоминает традиционный католический храм и больше похожа на причудливое творение природы, нежели рук человеческих. Одни сравнивают ее с воздушным замком, другие с замком из песка, третьим в ее фантастических очертаниях и видятся коралловые рифы. Строительство храма длится уже более 130 лет и должно быть завершено, по самым оптимистическим прогнозам, — к 2026 году. Между тем, когда молодой амбициозный архитектор только начинал свою работу по возведению храма, он обещал закончить ее через 10 лет, а много позже, по прошествии 30 лет, сравнивал свое детище с храмами средневековья, которые строились столетиями. И при этом приговаривал: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Всевышнего. Базилика Саграда Фамилиа в перечне самых популярных и посещаемых достопримечательностей Барселоны занимает первое место. Ежегодно храмом любуется около 3 миллионов туристов со всего мира. Поэтому желающим попасть в базилику приходится стоять в очереди 1-2 часа. Так что не забудьте запастись водой, солнцезащитным кремом и терпением. Если вы планируете пробыть в Барселоне несколько дней, то накануне поездки позаботьтесь о приобретении универсального билета Barcelona Card. Это значительно сэкономит ваши средства и время. Barcelona Card обеспечивает бесплатный проезд из аэропорта в центр города, бесплатный проезд в общественном транспорте по центральным районам города, где сосредоточены основные туристические объекты, и бесплатный вход в некоторые музеи. С этим билетом вы получите значительные скидки на посещения большинства примечательных мест и развлекательных заведений, на покупку сувениров в официальном сувенирном магазине Барселоны, а также скидки в некоторых ресторанах и барах. Имейте в виду — без скидок путешествие по Барселоне обойдется достаточно дорого. Например, благодаря Barcelona Card вы заплатите за вход в Саграда Фамилиа на 16% меньше. Если же вы в Барселоне проездом и очень ограничены во времени, то лучше заранее забронировать билеты на экспресс-вход без очереди. Это обойдется раза в 2 дороже, зато избавит вас от изнурительного ожидания под палящим испанским солнцем. В стоимость таких билетов включены и услуги экскурсовода. Итак, преодолев долгий путь, мы добрались, наконец, до Храма Святого Семейства. Полное его название – Искупительный Храм Святого Семейства. Как ни странно, идея о его создании исходила не от официальной Церкви, а от «Общества почитателей Святого Иосифа», основателями которого был местный лавочник и книголюб по имени Жозеп («Иосиф» по-каталански) и его старинный приятель, каталонский священник – тоже Жозеп. Целью Общества было укрепить культ Святого Иосифа, который изначально находился в тени Марии и Христа, а в середине 19 века Римско-Католической Церковью был объявлен ее верховным покровителем. По их замыслам новый храм должен быть посвящен семейству Христа: Богородице, праведнику Иосифу, братьям Господним и их родоначальнику — пророку Давиду. Тем самым прихожан хотели вернуть к традиционным семейным ценностям, а также напомнить о главной идее христианства – искупительной жертве Христа ради спасения человечества. Возводить храм предполагалось исключительно на пожертвования мирян. Этот принцип неуклонно соблюдался в течение всей истории строительства, вплоть до наших дней. И только в последнее время для скорейшего его завершения стали привлекать инвесторов. Строительство храма началось в 80-х годах 19 века. Но вскоре из-за разногласий с заказчиками, архитектор, возглавляющий строительство храма, покинул проект. Пришлось искать нового исполнителя. nike air max pas cher По одной из легенд, облик будущего архитектора явился попечителю проекта во сне. Ему приснилось, что возведение храма продолжит голубоглазый светловолосый человек. Среди испанцев совсем не много людей с такой внешностью, и по счастливой прихоти судьбы Антонио Гауди оказался одним из них. Дальнейшее строительство было предложено молодому и малоизвестному на тот момент архитектору. Видимо, из соображений экономии. Из первоначального замысла своего предшественника Гауди оставил только основную форму церкви – традиционный для католического храма латинский крест. New Balance 420 damskie Идея храма стала более грандиозной. Чтобы построить Храм во славу Бога, нужно прежде понять Бога и отыскать Его частицу в себе, попытаться приблизиться к Нему. Такой лестницей к Богу и должен был стать Храм Гауди. Отсюда небывалая форма строения – максимально вертикальная, состоящая из множества устремленных ввысь башен и колоколен. Этот храм должен был стать самым высоким в мире. И стал им: высота центральной башни, посвященной Христу, – 170 метров. Это лишь на несколько метров ниже самой высокой горы в тех краях – Монжуик. Ведь, по убеждению мастера, творение человека не может превышать творение Бога. Будучи в молодые годы антиклерикалом, светским щеголем и денди, в процессе работы над храмом Гауди стал искренне верующим католиком, а концу жизни – аскетом и отшельником. Архитектор задумал воплотить в камне Новый Завет: историю жизни Христа, его мученической смерти и воскрешения из мертвых. И основные идеи христианства — божественной любви, искупительного самопожертвования и победы жизни над смертью. С восходом солнца утренние лучи должны были пронизывать ажурные башни с цветными витражами, заполняя светом все пространство храма и возвещая о рождении сына божьего, а вечером багровый закат должен был напоминать об окончании земной жизни Христа и пролитой им крови. Justin Hunter Titans Jerseys Сияние ночных звезд должно дарить надежду на скорое воскрешение. Сам Гауди написал об этом так: «Я хочу, чтобы Храм дышал, мягкий свет лился сквозь окна, и вам казалось бы, что вы видите свет звезд». По проекту Гауди, храм имеет 3 фасада, которые отражают основные вехи новозаветной истории: фасад Рождества, фасад Страстей и фасад Славы (или фасад Вознесения). Фасады должны иметь разное цветовое решение. На фасадах расположены 12 колоколен (по четыре на каждом) — символ двенадцати Апостолов. AIR MAX LD-ZERO Внутри строения высятся 4 башни Евангелистов. В центре – башня Христа, а неподалеку от нее – башня Богородицы. Итого 18 башен-колоколен! Гауди успел закончить только одну из них – башню Святого Варнавы. На некоторые башни храма сейчас можно подняться на лифте, чтобы полюбоваться Барселоной с высоты птичьего полета. А спускаться лучше по винтовой лестнице, чтобы внимательнее рассмотреть детали удивительной конструкции храма изнутри. При жизни архитектор успел воплотить только первую часть проекта – фасад Рождества. Фасад образуют три портала, три входа в церковь — как олицетворение основных христианских добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия. GS Air Jordan 3 Центральным входом в храм служит портик Милосердия, или Любви, – воплощение мечты и радости жизни. Он представлен в виде пещеры и одновременно является вратами хлева, в котором родился Иисус. Центральную колонну портика снизу обвивает ветхозаветный змей, а свеху вниз оплетает лента с именами предков Иисуса. Миндальные деревья, разделяющие эти два изображения, символизируют рождение Нового Завета на сухом стволе Старого. Остальные колонны храма декорированы по схожему принципу: их основания изображают грехи, а капители прославляют добродетели. Увенчан портик скульптурным изображением Святого Семейства, фигуры которого выполнены в натуральную величину. На следующих уровнях портала расположены сцены Благовещения и Рождества. А над ними, на 30-метровой высоте, мы видим сцену Коронации Девы Марии. Слева от портала Милосердия расположен портал Надежды. Его смысловое назначение — вселять надежду в верующих, какие бы тяжелые испытания ни посылала им судьба. Основные скульптурные группы этого портика: сцена Избиения младенцев, бегство Святого Семейства в Египет и помолвка Иосифа и Марии. Справа от центрального портала находится портик Веры. Его особенность в том, что основные христианские постулаты выражены в нем не скульптурными изображениями, а Словом. Ryan Wendell Портик изобилует надписями — цитатами из Евангелия, анаграммами Христа, Иосифа и Марии, католическими символами. Центральный портал Милосердия отделен от портиков Надежды и Веры двумя колоннами. Основания этих колонн поддерживают две большие каменные черепахи: сухопутная со стороны гор и морская со стороны моря. В китайской философии, хорошо известной в Европе в конце 19 века, черепахи символизируют стабильность и устойчивость мира. adidas ultra boost męskie Вместе с тем, два больших изображения хамелеонов по бокам фасада означают природную изменчивость. Пройдя через один из портиков, мы попадаем внутрь храма. Средокрестие – так называется центральная часть храма — образовано башнями Евангелистов: Матфея, Иоанна, Луки и Марка. А в самом их центре находится уже упомянутая нами самая высокая башня с огромным пятиметровым изображением распятого Христа внутри, под куполом. Рядом с башней Христа высится башня Богородицы с изображением Вифлеемской звезды. Немаловажно, что по задумке автора все башни должны быть тщательно декорированы до самого верха. Ведь строился храм не только для прихожан. «Не увидят люди, так увидят ангелы», — так объяснял свой замысел сам Гауди. Внутреннее убранство башен собора благодаря невиданной доселе форме колонн напоминает огромный лес с вековыми деревьями. Колонны, посвященные апостолам и святым, поднимаются к куполу на высоту 70 метров и наверху разветвляются, образуя своеобразную крону, украшенную отверстиями в форме то ли звезд, то ли цветов. Air Jordan 4 Retro Дневной свет, льющийся сквозь цветные стекла витражей, создает иллюзию лесной чащи и света ночных звезд. Nike kyrie 2 Именно фасад Рождества представляет особую ценность храма и привлекает внимание посетителей. Ведь в нем доведен до совершенства удивительный стиль Гауди. Здесь излюбленная мастером готика щедро украшена природными орнаментами, характерными для пейзажей Каталонии. Она гармонично сочетается с витиеватостью барокко и угловатостью модерна. Линейная геометрия обретает органические формы деревьев, придавая динамичность архитектурным очертаниям и превращая храм в божественный лес. nike requin pas cher Библейские персонажи максимально натуралистичны и узнаваемы в соседях и приятелях мастера. Зачастую гипсовые слепки для скульптур делались с простых горожан. Христианские символы тесно переплетаются с фольклорными образами, понятными лишь каталонцам. Но главное – удивительная техника безопорного строительства, изобретенная Гауди. Благодаря ей грандиозное каменное сооружение выглядело настолько хрупким, невесомым и воздушным, что современники архитектора были уверены: рано или поздно башни обязательно должны обрушиться. На самом деле конструкции Гауди настолько прочны, что могут выдержать сильнейшие порывы ветра и землетрясения. Дело в том, что архитектор отказался от традиционных для неоготики наружных опорных конструкций. Он называл их костылями за нелепый и неуклюжий вид. К тому же они были уязвимы перед стихийными явлениями природы. Из-за разрушения одной или нескольких таких опор, могло рухнуть все здание. Maglia Chris Paul А вот лес не упадет из-за гибели одного дерева. И Гауди «насадил» в своем храме лес колонн. air max pas cher Чтобы перераспределить вес внутри постройки, он, во-первых, максимально вытянул конструкции по вертикали, ввысь. А во-вторых, перенес основную нагрузку на внутренние колонны храма. Своими разветвленными вершинами они образовали сплошной свод. И обрушение одной колонны не привело бы к разрушению остальных частей строения. Кроме того, прочность изобретенных Гауди конструкций заключается в том, что железобетонные колонны уходят в землю на глубину 20 метров и устремляются ввысь на 70 метров. Естественная легкость достигается строгим соблюдением геометрических законов. Применение геометрических фигур с линейчатой поверхностью — гиперболоид, параболоид, коноид и других — облегчает соединения деталей конструкции, потому что эти поверхности могут образовываться движением прямой, и их пересечение тоже является прямой линией. Гауди почти не следовал чертежам. Когда он только приступал к строительству храма, у него даже не было законченного проекта. Joe Montana College Jerseys В ходе работы первоначальный замысел часто менялся под действием внезапных озарений гения. Эту спонтанность, непредсказуемость и изменчивость процесса созидания мастер видел в природе – главном зодчем вселенной. И подобно древнегреческим мастерам, учился у нее. Лишь сейчас, в век компьютерных технологий, разгадана тайна конструкций Гауди и доказано их соответствие законам механики, в основе которых лежит точный математический расчет и тончайшее знание свойств материалов. Но тогда все расчеты рождались в гениальной голове великого Гауди по наитию. И только ближе к концу жизни, когда ему самому стало ясно, что он не успеет завершить строительство, мастер приступил к разработке чертежей оставшихся частей базилики. Фасад Рождества строился более 40 лет с большими перерывами. Zapatillas ROSHE RUN Объясняется это недостаточностью собранных пожертвований и грандиозностью замысла. Во время этих вынужденным простоев Антонио Гауди успел создать целый ряд уникальных произведений, украсивших облик города. И только последние 15 лет своей жизни он полностью посвятил Саграда Фамилиа. Одержимый своим творением, Гауди практически жил в мастерской неподалеку от храма. Все средства, полученные за остальные свои работы, он отдавал на строительство базилики. Говорят, гениальный архитектор в то время больше походил на нищего бродягу. Иногда он сам выходил на улицы Барселоны со старой шляпой в руках, чтобы собрать пожертвования на храм. После нелепой, трагической гибели Антонио Гауди в возрасте 73 лет под колесами одного из первых трамваев, строительство храма продолжили его ученики. Но и здесь то и дело возникали препятствия, мешающие завершению строительства. Во время гражданской войны в Испании в 30-х годах прошлого столетия часть здания пострадала от пожара, а большинство чертежей, набросков и гипсовых макетов было уничтожено. Nike Air Max 2016 Heren Их по крупицам восстанавливали в течение 20 лет. Тогда же, в 50-е годы 20 века было начато строительство фасада Страстей, а чуть позже открыт музей Саграда Фамилиа, который действует и сейчас на территории храма. В нем можно увидеть чертежи, планы строительства, наброски и макеты храма. Лишь относительно недавно – в 2000 году было начато возведение последней, третьей части храма — фасада Славы. А в 2010 году храм был признан пригодным для проведения в нем богослужений и освящен Папой Бенедиктом XVI. Чуть раньше Базилика Саграда Фамилиа, несмотря на свою незавершенность, получила звание «Достояние Человечества» от ЮНЕСКО. Построенные после смерти Гауди части храма существенно отличались от созданного им фасада Рождества. Новые конструкции хоть и возводились по чертежам мастера, потеряли легкость и текучесть форм. nike air max norge nettbutikk Современные архитекторы стали использовать материалы, которые вряд ли бы выбрал Антонио. Все это вызвало яростные споры о возможности продолжать строительство храма после смерти его творца. Некоторым это кажется надругательством над непревзойденным шедевром: «Это все равно, что приделывать руки Венере Милосской». Был даже создан манифест, подписанный несколькими сотнями деятелей культуры Испании, с требованием прекратить строительство, чтобы не портить гениальный замысел Гауди ради привлечения туристов. Чем это закончится – скоро увидим, а пока строительство активно продолжается. И как бы там ни было, этот храм сам по себе стал Евангелием архитектурного гения, новым Словом в искусстве. Евангелием от Антонио Гауди. Его современники ломали голову – гений он или сумасшедший. А если вы спросите сегодняшних каталонцев о Гауди, вам станет ясно: они его боготворят. В последние 10 лет идет активная кампания по канонизации Гауди. И вполне возможно, что вскоре архитекторы всего мира получат своего небесного заступника – Святого Антония.

Эта запись также доступна на: Английский