Шедевры Антонио Гауди. Дом Бальо

Барселону не случайно называют городом Гаудú. Свой восхитительный облик столица Каталонии обрела во многом благодаря шедеврам гениального зодчего. Трудно поверить, но до середины 20 века имя Гаудú было синонимом сумасшествия и чуть ли не бездарности. Формально его архитектурный стиль относят к модерну, который господствовал в Европе на рубеже 19-20 веков. На самом деле, стиль Гауди уникален. В строгом смысле, он не имеет ни предшественников, ни прямых последователей. Архитектура Гауди – это воплощение философии и фантазии мастера, и мало общего имеет с модными веяниями эпохи. Скорее, это искусство будущего, чем архитектурные памятники прошлого. Поэтому заслуженное признание гения Гауди произошло лишь в конце 20 века. Отсюда и такой невероятный интерес к его феномéну в наши дни. Царство модерна — Эшáмпле Большинство шедевров Гауди созданы в элитном центральном районе Барселоны – Эшáмпле: Дом Висéнс, Дом Кальвéт, Дом Бальó, Дом Милá, Сагрáда Фамúлиа и Парк Гуэَля на «Лысой горе» — Мóнте Пелáда. Район Эшампле возник в 19 веке, когда перенаселенному городу стало тесно в пределах старых городских ворот. Название Эшáмпле и переводится с каталанского как «расширение». Если в центре Старого города издавна селилась аристократия и правители Барселоны, то расположенный по другую сторону площади Каталонии Эшампле осваивали новые хозяева города — буржуа. Промышленные магнаты старались превзойти друг друга в создании экстравагантных особняков в духе времени и заказывали строительство своих домов лучшим архитекторам. Поэтому центральная улица Эшампле, бульвар Грáсиа, превратилась в музей модерна во всем его многообразном великолепии. Особенно выделяется здесь «квартал несогласия», или «Квартал раздора», названный так из-за разнородности составляющих его зданий в стиле арт-нуво. Дом-Дракон Самым удивительным строением «квартала несогласия» стал Дом Бальó Антонио Гауди. Своими волнообразными очертаниями, чешуйчатой изогнутой крышей, сверкающей облицовкой и овальными глазницами лоджий он похож на фантастическое животное, которое притаилось между домами. Острые на язык каталонцы окрестили творение Гауди «Домом костей» за схожесть вытесанных из камня неровных арок и тончайших колонн — с обглоданными костями, а маленьких круглых балкончиков – с черепами несчастных «жертв» сказочного монстра. Если рассмотреть его внимательно, в контексте всего творчества мастера, станет ясно, что перед нами стилизованный дракон или гигантский змей, поверженный Святым Георгием – одним из покровителей Барселоны. Символическое копье, пронзившее спину змея, олицетворяет крест Святого Георгия на башне, венчающей здание. Образ дракона или змея часто встречается в произведениях Гауди и восходит к каталонским традициям, легендам и сказкам, которыми было заполнено его детство. Страдающий врожденным недугом суставов, маленький Антонио проводил дни за чтением, в уединенных прогулках по берегу моря или в кузнечной мастерской отца. Выстроенный без прямых линий и острых углов, передающий пластику живого существа, яркий и необычный, этот дом стал образцом архитектуры Гауди, новым этапом его творчества.Этапом копирования природных форм и воплощения самых смелых фантазий в камне, железе и стекле. А начиналось создание этого шедевра с обычной перестройки старого особняка на бульваре Грáсиа. В 1904 году Антонио Гауди получил заказ от текстильного магната Жозéпа Бальó на реконструкцию его дома, построенного еще в 70-ых годах 19 века. Через два года старый дом превратился в невероятное произведение зодческого искусства. От прежней конструкции остались только основные стены, примыкающие с двух сторон к соседним домам. Гауди заново спроектировал главный и задний фасады здания, полностью изменил внутреннюю планировку дома, добавил террассную крышу, перестроил внутренний дворик-колодец. Четкая симметрия всего здания и его главного фасада, который выходит на бульвар Грáсия, нарушается рядом приемов.
Башенка с крестом в первоначальном плане располагалась по центру крыши, но позже была сдвинута влево. Симметричный рисунок оконных проемов — по 4 на каждом из 4 центральных этажей фасада — сбивается пятью огромными входными арками нижнего этажа, похожими на раскрытую пасть зверя. А верхний этаж с тремя окнами переходит в извилистую линию черепичной кровли, украшенной по верхнему краю и карнизу разноцветными керамическими бусинами. Не крыша, а чешуйчатая спина дракона! Даже дымоходы на крыше замаскированы под зубчатые башенки, напоминающие драконий хвост. Чтобы добиться волнистого рельефа фасада, была снята часть старой стены. Сложный орнамент из круглой керамической плитки и цветного битого стекла подчеркивает неровность поверхности. Такая техника создает удивительную игру свето-тени: в течение дня, при изменении дневного освещения, дом-дракон меняет свою окраску – от серо-голубого до розовато-сиреневого. А вечерняя подстветка делает его просто фантастическим! Уникальный цветовой эффект использовал архитектор при оформлении заднего фасада здания, образующего внутренний дворик-колодец. Цвет облицовочной плитки здесь постепенно меняет оттенки – от чисто белого внизу к лазурному в средней части, переходящего в кобальтовый цвет верхних этажей. Благодаря этому поверхность стены кажется равномерно окрашенной, а свет как будто льется снизу вверх. Архитектурный фокус проделал мастер и с оконными проемами внутри этого «колодца». Их размер постепенно уменьшается от нижних этажей к верхним. Это не только вносит ассиметричность в конструкцию, но и равномерно распределяет освещенность комнат на разных уровнях здания. Внутреннее устройство дома, с одной стороны, имеет традиционную для Барселоны глубинную планировку: фасад здания, зажатого между соседними домами, в два с лишним раза меньше внутренней части, уходящей вглубь квартала. А с другой стороны, полностью подчинено конструкторскому гению Гауди, превратившего дом в лабиринт со множеством плавных изгибов. Извилистые коридоры и лестницы, параболические своды вызывают у посетителей ощущение, что они очутились в брюхе гигантского чудовища. Интерьер дома отличается все той же пластичностью и рельефностью, что и фасады. Плавные линии лежат в основе всех деталей. Объемный волнообразный потолок и люстра-«солнце» в одной из комнат, изогнутые контуры мебели и колонн, цветные витражи окон, любимая мастером мозаика создают неповторимую атмосферу дома. Над реконструкцией дома вместе с Гауди трудилось большое количество других мастеров: архитекторы, мебельщики, скульпторы, кузнецы, мастера по интерьеру и мастера по керамике. При всей причудливости сооружения Гауди оно стало не только произведением искусства, но и уютным, теплым, безопасным домом. Архитектор до мелочей продумал систему вентиляции, освещения и пожарной безопасности. Этот дом до сих пор считается жилым. На его нижнем этаже располагается дорогой ресторан, а на верхнем, под крышей, – небольшой музей Гауди. В 60-ых годах прошлого века, когда мир заново открыл для себя Гауди, Дом Бальó был признан Художественным памятником Барселоны и Памятником национального значения, а в 2005 году вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эта запись также доступна на: Английский

Комментарии

  1. Для того, чтобы увидеть Дом Бальо своими глазами придется потратить время на получение визы в испанию , но это стоит того.